В переводе с японского языка загадочное слово «юбинуки» обозначает не что иное, как наперсток. Пожалуй, каждая восточная рукодельница хотя бы однажды пробовала освоить изготовление подобных изделий – если для нас наперсток имеет чисто практическое предназначение, то в глазах японских мастериц он приобретает еще и эстетический подтекст, становясь изысканным украшением.
В привычном понимании наперсток служит защитой для рук швеи в процессе ее труда. Однако, в отличие от «среднестатистических» женщин, жительницы страны восходящего солнца располагают его не на кончике пальца – как шляпку, а в промежутке между первой и второй фалангами на среднем пальце, подобно кольцу.
Краткий экскурс в историю
Своим происхождением юбинуки обязаны врожденной деловитости японского народа. Прагматичные местные обитатели любят совмещать технологичность с декоративностью, поэтому часто создают вещи не просто полезные, но еще и оригинальные. В стародавние времена, когда искусство еще только зарождалось, наперстки представляли собой всего лишь кусок материи или кожи, обернутый несколькими слоями вокруг пальца. По мере совершенствования дизайна тканые колечки стали дополнять фигурными стежками.
Годами спустя азарт к созданию юбинуки распространился на аристократию – творчество преодолело границы ателье и мастерских, превратившись в любимое хобби знатных девушек и женщин. Затейницы старались привносить в технику нечто новое и особенное: к тому моменту, когда наперстки приняли нынешний облик, в их основу была положена плотная и очень прочная бумага, производимая из волокон тутового кустарника (васи), а сверху, чтобы усилить защиту пальцев от болезненных уколов, накладывались узорные стежки из шелковых нитей.
Необычное декоративное направление по-прежнему пользуется большой популярностью: кто-то видит в нем способ развеять скуку, а кто-то пользуется возможностью собрать уникальную коллекцию милых и забавных вещиц. Освоив азы традиционной вышивки, мастерицы начинают активно экспериментировать с украшением браслетов и колец, различных подставок и игольниц.
Техника создания юбинуки
Стандартная ширина текстильных наперстков — примерно один сантиметр. Помимо картона, базовым материалом может служить колечко из пластика или тонкого фетра — главное, чтобы оно подходило по размеру.
Перед тем как приниматься за творческую работу, следует запастись цветными нитями, иглой, тканью (особенно хороша бязь), а также ножницами, листом бумаги и карандашом. Для удобства фиксации заготовки желательно взять какой-нибудь предмет цилиндрической формы, по диаметру соответствующий кольцу (к примеру, тюбик из-под туши для ресниц).
- Когда материалы и инструменты будут подготовлены, можно браться за выкройку: ширина ткани должна превышать ширину будущего изделия в 2 – 2,5 раза, а длины должно хватить на то, чтобы обернуть цилиндр.
- После того как материя туго обтянет заготовку, сверху надевается колечко-основа. Теперь ткань нужно ловко подвернуть с обоих краев на кольцо — концы крепко сшиваются «козликом».
- Для следующего шага понадобится еще одно колечко, чуть уже предыдущего – оно закрепляется поверх ткани (можно вырезать картонную полоску, а затем склеить концы при помощи скотча). Сверху наматывают нитку приблизительно в 10 слоев, причем строго по центру кольца — наперсток получается выпуклым посередине.
- На первых порах мастерицам не стоит осложнять себе задачу сложными рисунками – лучше выбрать узор попроще и постепенно набираться опыта, а уже потом, по мере прогресса, пробовать более интересные схемы (несмотря на экзотичность техники, таких на просторах интернета сегодня предостаточно). Итак, возьмите кусочек бумаги размером в обхват пальца и принимайтесь за разметку. Согните пополам, затем еще пополам, четвертинки превратите в осьмушки, а те, в свою очередь, снова сложите. В конечном итоге получится 16 секторов: отметьте сгибы штрихами и нумерацией, как у верхнего, так и у нижнего края бумаги.
[stextbox id=’custom’ bgcolor=’f2dff2′ image=’https://krasiva-i-lubima.ru/wp-content/uploads/2018/03/no-translate-detected_121-66809.jpg’]Если в дальнейшем вы планируете повторять тот же узор, шаблон можно заламинировать скотчем, чтобы каждый раз не приходилось мастерить заново.[/stextbox]
- Теперь необходимо снять колечко — поместите бумажную схему прямо под него. После того как кольцо вернется на место, схема будет выглядывать, и, таким образом, даст наглядное представление о том, как именно надо орудовать иголкой.
- Наконец, можно переходить к вышивке. Направляйте нить от верхней единички к нижней тройке, а оттуда к верхней пятерке и снова вниз – к семерке. Продолжайте двигаться по тому же принципу; в конце стежки нужно подвести к исходной точке 1, но обрезать нитку не следует.
- Далее смените цвет нити. На этот раз начните с нижней единицы и продублируйте тот же процесс в зеркальном отображении – линии разных цветов будут перекрещиваться по центру.
- Когда вновь вернетесь к единице, переходите к первой нитке и приступайте к новому кругу. Следите за тем, чтобы стежки находились плотно друг к другу – зазор испортит всю эстетику. Трех кругов, как показывает практика, для первого цвета вполне достаточно. Нитью второго цвета прокладывают столько кругов стежков, сколько помещается на изделии.
Изображение будет представлять собой ромбы. Когда поверхность колечка полностью скроется под красочной вышивкой, декоративный наперсток считается завершенным.
Опытные рукодельницы дополняют юбинуки бисером и тонкими шелковыми ленточками (первые нанизывают на нити, вторые их заменяют). Поле для творчества просто огромное, так что новичкам, определенно, есть к чему стремиться!