Панно и картины играют особенную роль в оформлении домашнего интерьера: стены, несущие на себе какие бы то ни было украшения, невольно приковывают взгляд, поэтому им достается больше внимания, чем другим предметам декора.
Художественные полотна – это, безусловно, нестареющая классика, но не только они способны выигрышно подчеркнуть стиль внутреннего убранства. Искусные мастерицы, наделенные креативным дарованием, создают красоту своими руками – из простых, недорогих, а порой даже бросовых материалов, в которых «неподкованный» человек вряд ли распознает орудие творческого труда. Из чего же можно делать необычные картины?
Цветной песок / соль / манная крупа
Наборы с цветным песком частенько мелькают в отделах детских товаров, однако не стоит думать, что это творчество увлекательно только для малышей. Процесс создания картин из песка по-настоящему захватывает, и к тому же снимает стресс. Покупать основной материал необязательно – годится уличный песок, тщательно промытый и полностью высушенный. Для окрашивания подойдет обыкновенная гуашь — просто высыпьте песчинки в баночку с разведенной краской, хорошенько встряхните, дайте постоять некоторое время и обсушите на листе бумаги.
Пищевой краситель тоже имеет право на существование: его добавляют в кипящую воду, слегка подкисленную уксусом, после чего засыпается и сам песок — «варить» его надо всего несколько минут. Если нужны бледные, пастельные оттенки, песчинки растирают с толченым цветным мелком.
Изделия из крашеной мелкой соли и манной крупы получаются столь же эффектными, как и картины из цветного песка, к тому же эти материалы не приходится разыскивать и усердно очищать. Художественный процесс не отличается большими сложностями – выбранный рисунок переносится на фоновый картон (переводится через кальку или, если есть такая возможность, вырезается и приклеивается), все одноцветные участки покрываются слоем клея и притрушиваются крупинками соответствующего тона. Так, шаг за шагом, формируется целое изображение.
Солома
Еще одна разновидность картин из необычных материалов – панно из соломы. Стебли злаковых, таких как пшеница, овес, просо, рожь и ячмень, имеют оттенок благородного золота. Не желая пренебрегать этой природной красотой, рукодельницы слагают из соломки всевозможные панно-аппликации – при дальнем рассмотрении их можно даже спутать с шелковой вышивкой. Продается декоративный материал почти повсеместно, ну а если все же не удастся раздобыть, подойдут обыкновенные полевые стебельки.
Прежде чем приступать к созданию картины из соломы, стебли нужно подвергнуть обработке: разрезать на части так, чтобы получились полые трубочки (верхушки безжалостно выбрасываются), хорошенько высушить, а затем осветлить – проварить полчаса в кипящем отбеливателе либо оставить на час в нашатырном растворе.
Накануне работы соломку вымачивают в кипятке около 15 минут, до размягчения: стебли становятся более эластичными, с легкостью разрезаются ножичком или иглой на продольные полоски. Следующим этапом является утюжение – заготовки становятся полностью плоскими, как ленточки, из них по шаблонам формируются детали картины. Чтобы создать эффект объемного изображения, элементы прижигают паяльником по краям.
После приклеивания (следует быть внимательными, не допускать образования щелей), подсушивания и повторного заглаживания элементы аккуратно подравнивают. Готовую картину из соломки прижимают грузом, оставляя до окончательного высыхания ПВА, а затем, при необходимости, лакируют. Еще до начала творческого процесса стебли можно затонировать – сварить в воде с содой или чистой воде с последующим вымачиванием в пищевом красителе.
Восковые мелки
Третий вариант необычных картин, которые интересно и увлекательно создавать своими руками, привлекает к творчеству восковые мелки или карандаши. В качестве инструмента выступает обыкновенный утюг с гладкой поверхностью без дырочек (лучше всего, если он будет компактным, вроде дорожного), ну а «холстом» традиционно служит плотный глянцевый картон. Техника рисования расплавленным воском именуется энкаустикой, и уходит корнями еще в древнегреческую эпоху.
При создании картин воском практикуется несколько приемов работы. Самый главный из них – разглаживание: слегка нагретый утюг разворачивают подошвой вверх, разложенные на поверхности мелки должны оплавиться, но не превращаться в кипящую лужицу (в зависимости от задачи, выбирается только один цвет или комбинируется сразу несколько оттенков). Далее позиция прибора меняется на противоположную, воск медленно прокатывают по бумажной основе для получения цветной полосы (например, при сочетании белого и синего мелков образуется рисунок неба).
Еще один художественный подход, оттиск, дает возможность сделать своеобразные прожилки: утюг прижимают к бумаге с воском и тут же резко приподнимают, двигаться по сторонам он ни в коем случае не должен. Также можно формировать узоры ребром и заостренным носиком подошвы – в первом случае на фоне образуются вытянутые линии, второй метод используют для проработки мелких деталей. Воск, создающий основу, изначально переносится на картон путем разглаживания.
По ходу творческого занятия поверхность утюга периодически чистят бумажной салфеткой. Такие же салфетки применяются для финишной полировки восковой живописи – за счет этого она приобретает дополнительный блеск и становится более реалистичной.