Грифонаж, или дудлинг – техника бессознательного рисования, создания набросков «между делом» во время каких-то размышлений или монотонных занятий (на лекции, в процессе телефонного разговора и т.д.). Такая практика отнюдь не бессмысленна − доказано, что она способствует улучшению памяти и повышению концентрации, помогает лучше усваивать и перерабатывать информацию, а также снижать уровень стресса. Секрет очень прост: начертание даже самых примитивных каракулей заставляет мозг сосредоточиться и абстрагироваться от внешних помех (разговоров и прочего шума). Вдобавок стимулируются те его области, которые обычно пассивны при чтении, письме или слушании.
К грифонажу можно, и даже нужно, приобщать детей. Для начала предлагается провести карандашом на листе очень длинную не прерывающуюся линию – не ровную, а ломаную, извилистую, уходящую в разные направления и много раз себя пересекающую. Далее надо вглядеться в полученный рисунок, включить воображение и постараться выделить среди каракулей силуэты – это могут быть, например, различные животные, пусть и очень-очень приблизительные.
Найденные фигуры обводятся, раскрашиваются и дополняются деталями (плавниками, чешуей в случае с рыбами), затем можно поискать и добавить к картинке новые элементы вроде водорослей или цветов. Если выделить образы сразу не получается, нужно просто развернуть исчерканный лист – с других ракурсов рисунок будет выглядеть совершенно по-новому.