Уроки общения: полезные речевые приемы

Каждому человеку хочется производить на окружающих позитивное впечатление, вызывать доверие и неподдельный интерес к своей персоне. Однако далеко не всегда разговор «клеится» с первых же минут: случается, что визави тушуется, не находит нужных слов или даже демонстрирует откровенную скуку. Чтобы ловко преодолевать такие затруднительные моменты, стоит освоить несколько речевых приемов общения, позволяющих найти заветный ключик к любому собеседнику – замкнутому, скрытному, рассеянному или явно неуверенному в себе. Уловки эти совсем просты, и точно стоят того, чтобы их запомнили и усвоили!

Расширяем тематику разговора       

Если визави не спешит давать ответы на ваши вопросы или предпочитает выдавать скупые, неинформативные реплики, его нужно временно отвлечь от главной темы. Переключите внимание на посторонние события – можно обсудить погоду, последние спортивные события, предстоящие праздники, личные увлечения. В рамках таких обсуждений людям гораздо легче находить общий язык, зачастую они возвращаются к основному предмету разговора уже в приподнятом настроении.

приемы общения, отвлечение в беседе

Подчеркиваем заинтересованность в беседе

По мере того как собеседник углубляется в повествование, следует активнее демонстрировать интерес к его словам. Для этого достаточно периодически кивать, подбадривать говорящего уместными междометиями и фразами из разряда: «Это действительно так», «Верно», «Вы правы». Помните и о таком приеме доверительного общения, как поддержание зрительного контакта, однако избегайте переигрывать. Не нужно ежеминутно заглядывать в глаза говорящему − скорее всего, такое поведение будет истолковано как недоверие и попытка разоблачения. Просто смотрите в направлении партнера, а не блуждайте рассеянным взглядом по сторонам.

непринужденная беседа

Не боимся прослыть невеждой

Не спешите краснеть и смущаться, если перед вами оказался заядлый интеллектуал − нет ничего постыдного в том, что вы не обладаете глубокими познаниями в самых разных областях. Отбросив робость, попросите подробно прояснить непонятные аспекты разговора: собеседник будет только рад блеснуть эрудицией, и, обнаружив вашу тягу к расширению кругозора, начнет воспринимать как близкого по духу.

Случается и так, что приходится иметь дело с гордыми, порой даже откровенно заносчивыми людьми. В подобной ситуации никому не хочется уронить свое достоинство! Чтобы выйти из неловкого положения, притворитесь, будто усиленно «вылавливаете» сведения, затерявшиеся в недрах памяти: «Так, сейчас вспомню… точно знаю, что читала об этом… Ах, как жаль, это ведь так интересно! Может быть, Вы поделитесь со мной той историей?»

Удивляем и интригуем

Внесение нестандартного вопроса тоже относится к эффективным психологическим приемам общения, поскольку имеет целью пробуждение интереса собеседника. Чем более оригинальной и каверзной будет поставленная перед ним задача, тем больший эмоциональный отклик она вызовет. Откуда пошла традиция запускать в дом кошку на новоселье? Почему химики рисуют именно круглые атомы? Неожиданные и сумбурные запросы обязательно разожгут любопытство, побудив таким образом к более оживленному общению.

полезные приемы общения

Повышаем самооценку собеседника

Если визави явно не уверен в себе и нуждается в вашем ободрении, «разбавьте» разговор такими выражениями: «Да−да, теперь мне гораздо легче это понять», «Замечательно, что Вы об этом напомнили», «Это и вправду интересно», «Для меня очень важно Ваше мнение». Не менее значимы в общении с робким собеседником «правильные» вопросы: «Простите, как Вы выразились? Да, действительно, это играет важную роль». Наиболее эффектные фразы нуждаются в дополнительном подчеркивании: «Оригинальная цитата, стоит запомнить!», «Признаться, впервые о таком слышу – хорошо, что Вы затронули эту тему».

Проявляем такт к чужим чувствам

Реагируя на эмоциональный фон собеседника, следует проявлять максимальную гибкость и деликатность: «Мне показалось, это высказывание Вас несколько взволновало». Если человек, по вашему мнению, испытывает негатив, к фразам стоит добавлять выражение «как если бы»: «Со стороны ситуация выглядит таким образом, как если бы Вы были недовольны моими аргументами – это и вправду так?».

речевые приемы общенияДелимся личными впечатлениями

Чтобы разговор протекал естественно и непринужденно, время от времени излагайте обуревающие вас чувства (здесь главное не переусердствовать). С позитивными эмоциями проблем обычно не возникает, а вот негативные переживания требуют особой осторожности: очень важно не выплескивать их бурным потоком в обвинительном тоне. Действовать надо очень тонко, преподнося информацию будто бы со стороны независимого наблюдателя: «Знаете, меня беспокоит внутренний конфликт – хочется возразить и поспорить, но в то же время не желаю портить отношения с интересным собеседником…»

Используем отстраненные «кавычки»

Бывает так, что собеседнику требуется задать не слишком приятный, с его точки зрения, вопрос, или просто сообщить безрадостную новость. В подобных ситуациях на помощь приходит особый психологический прием общения – интонационные кавычки. Суть метода сводится к тому, что говорить нужно не от себя, а от стороннего лица: «Я бы никогда не стала спрашивать об этом, но меня все же вынуждают выяснить…», «Мне неприятно Вас огорчать, но руководство обязывает передать…», «Будь на моем месте какой-то бестактный человек, он бы наверняка попытался разузнать…»

Просим оказать услугу

Чтобы преодолеть затянувшийся дискомфорт в общении, можно прибегнуть к просьбе о каком-нибудь одолжении: «Я знаю, что Вам удалось пополнить свою большую коллекцию редким литературным изданием. Могу я надеяться на знакомство с этим раритетом?». Или, к примеру: «Вы упоминали, что удалось найти хорошего мастера – я тоже планирую обратиться к специалисту, может быть, подскажете номер телефона или название фирмы?» Если польщенный вашим вниманием собеседник даст добро, не поскупитесь на искреннюю благодарность. Возможно, в его лице вы обретете отличного единомышленника, но учитывайте и то, что теперь «благодетель» тоже вправе рассчитывать на поддержку с вашей стороны.

беседа, общение

Прослыть хорошим собеседником может даже самый скромный и неискушенный в общении человек. Будьте открыты, дружелюбны, и, как бы банально это ни звучало, не бойтесь брать инициативу в собственные руки!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code